Задание № 1. Какие качества оцениваются положительно: а) прямодушие, б) прямолинейность, в) велеречивость, г) краснобайство, д) языкастость, е) правдолюбие.
Задание № 2. В чём сходство и в чём различие значений следующих слов: гуманистический, гуманный, гуманитарный? Приведите примеры, в которых взаимозаменяемость данных слов была бы невозможной.
Задание № 3. Чем Вы объясните следующий курьез понимания машиной человеческой речи при переводе: Президент США Дуайт Эйзенхауэр задал для перевода на русский язык фразу (буквально «Вне видимости - вне сознания»), что соответствует русской поговорке «С глаз долой - из сердца вон». Машина выдала текст: «Невидимый идиот».
Президента попросили дать фразу попроще. Он предложил на английском языке: «Дух силен, да плоть слаба». Машина выдала: «Водка держится хорошо, но мясо испортилось».
Задание № 4. Известно, что иностранцы, даже хорошо владеющие русским языком, очень редко используют в своей речи на русском языке модальные частицы уж, мол, дескать, -ка и др. Как Вы думаете, с чем это связано? Приведите примеры употребления частиц хоть и авось в разных значениях (два-три примера).
Задание № 5. Все знают выражение ни стыда ни совести. В чем различие значение слов стыд и совесть?
Задание № 6. Существует ли связь между значениями слов, и если да, то в чем она заключается: дуб - задубеть, двор - водворить, будить - возбудить, стрелять - застрельщик, течь - предтеча, дремать - дремучий, потоп - допотопный, булава - булавка, колбаса - наколбасить, горох - огорошить, Егор - объегорить, лимон - лимонничать.
Задание № 7. Конкурс ораторов. По заданной теме подготовьте речь, которая бы звучала 50-60 секунд.